«Зеленая марка». Ты помнишь, как все начиналось?

“У победы всегда много отцов”. Этот афоризм как нельзя лучше применим к бренду “Зеленая марка”. “Зеленая марка” – водка № 1 в России и быть причастными к рождению этого бренда хотелось бы многим.

Так как все-таки рождалась «Зеленая марка»?

Рассказывает  Алексей Александров

ВСПОМИНАЯ 60-е

В начале 60-х я, маленький маль­чик пяти лет в берете на бок «а-ля Фидель Кастро» вместе с отцом часто заходил в московский гастроном на «Соколе», чтобы выпить томатного сока. Из больших конусных стеклянных колб продавщица наливала в граненый ста­кан густую красную жидкость, а рядом стояли солонка и стакан, наполненный водой, с чайной ложкой. Вкус этого сока не повторить ни одному современному производителю. Времена не те…

Почему-то отчетливо в память вреза­лась такая картина: на кафельном полу гастронома выстроены де­ревянные ящики. В них стоят зеленые бу­тылки с водкой, пересыпанные светлыми колечками стружки. Конечно, это была знаменитая «Московская».

Алеша Александров, 1960-е годы

ПЛОДЫ НОСТАЛЬГИИ

Позже, уже профессионально занимаясь брен­дингом алкоголя, я не однажды вспоминал эту картину. А в январе 2001 года сделал, что называется, «для души», несколько эскизов «чекушки», «шкалика» и «первача» — водки с ностальгической ноткой по прошлому времени.

«Ностальгические эскизы», 2001 г.

«ПРОСТАЯ» ВОДКА

В октябре того же 2001 года ко мне в студию приехали два молодых человека из тульской фирмы «Простые продукты» — Вадим Касьянов и Игорь Сергиенко. Они показали мне свой продукт – водку в ­зеленой бутылке с сургучом под названием «Простая». Предприниматели хотели, чтобы я поработал над дизайном бутылки Что-то в стандартной бутылке 60-х годов их не устраивало.

Так выглядела «Простая» — прообраз водки «Главспирттреста»

ВОДКА С «ИСТОРИЧЕСКИМИ КОРНЯМИ»

И тут я вспомнил о своих эскизах, посвященных старой московской водке. Посетители показались мне людьми серьезными и искренне заинтересованными, и я поделился с ними своей идеей создания водочного бренда «с историческими корнями». Предложил сделать бутылку похожей на продукцию «Главликерводки» ГОСТа 1941 года, а не стилизовать ее под 60-е.

Мое предложение нашло живой отклик у молодых предпринимателей, и работа началась. Тогда же было принято решение – назвать продукт «Водка Главспирттреста». В октябре 2001 года был подписан договор и составлен план работы над комплексным дизайн-проектом, который включал в себя создание логотипа «Главспирттрест», бутылки, этикетки и концепции продвижения бренда.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ

Для начала мы собрали все доступные материалы по истории водки марки «Московская» — самого старого из советских водочных брендов. Нашли оригинальную бутылку с этикеткой 1941 года. В литературе обнаружили образцы бутылок 50-х, 60-х и 70-х годов.

Между прочим, первые образцы этикеток экспортной водки «Moskovskaya» со знаком СПИ («Союзплодоимпорт») были выполнены гуру отечественного дизайна Валерием Акоповым.

Бутылка водки с этикеткой образца 1941 года

Этикетка «Московской» тех времен, когда бутылка водки стоила 2 р. 87 к. (со стоимостью посуды)

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

Через несколько недель после начала работы заказчику было представлено около тридцати эскизных вариантов бутылок на заданную тему. Среди них были и варианты с рельефным изображением логотипа и товарного знака Главспирттрест».

Но все равно отличий от гостовской бутылки было мало, что в перспективе сулило трудности с патентованием. И тогда мне в голову пришла идея прижать горловину бутылки в ее средней части. Бутылка сразу стала напоминать более старый продукт эпохи «монопольки» и русской «четверти», будто свидетельствуя, что бутылка рукотворная, стекло формировалось в старинной деревянной пресс-форме. Это был именно тот штрих, про который говорят: «мал золотник, да дорог».

Теперь оставалось нанести надписи на внешней стороне бутылки. Впереди сверху поместили логотип «Главспирттрест», сзади горельефом — надпись «водка». Появились три отличительных признака новой бутылки, и можно было смело подавать дизайн для патентования промышленного образца в Роспатент.

В самом конце 2001 г. заказчик забрал готовый дизайн-проект бутылки для предварительного просчета стоимости ее изготовления на стеклозаводе.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЭТИКЕТКА

Мы приступили к окончательной разработке товарного знака «Главспирттрест» и этикетки. Чтобы заложить в коммуникацию с потребителем ретро-стиль 40-50-хх годов прошлого века, в процессе работы мы обращались к советской символике, архитектуре, плакатам, журналам мод и даже к «Книге о вкусной и здоровой пище».

К этой работе мы, по совету президента Союза дизайнеров Юрия Назарова, привлекли хорошего специалиста Юрия Зюзева, а также моего старого знакомого, дизайнера Андрея Ленского. Его консультации оказались ценными. В моем архиве сохранились десятки интересных решений, навеянных стилистикой советских плакатов и бланками документов.

По идее заказчика — Вадима Касьянова, главным клеймом на этикетке водки «Главспирттреста» должна была выступать «зеленая марка» — символ, гарантирующий чистоту и природное происхождение продукта. В результате было выбрано несколько основных вариантов и бренд приобрел окончательный вид, в котором и появился на полках магазинов в 2002 году.

Окончательный вариант комплексной разработки бренда
«Водка Главспирттреста – Зеленая марка».

Над проектом работали:

идея – Вадим Касьянов и Игорь Сергиенко;

творческая команда – Алексей Александров, Андрей Семейкин, Владимир Линьков, Антон Ленский, Юрий Зюзев.

РЕКЛАМНЫЕ ИМИДЖИ

Подход к решению рекламных плакатов был основан на двух креативных концепциях.

Первая – «народная». Передовики производства, словно сошедшие с плакатов 40-50-хх годов, рассказывают об успехах своего предприятия «Главспирттрест».

Эскиз «героя» для продвижения марки.

Вторая – более эмоциональная и повышающая статус марки, с изображением манекенщиц из модных журналов тех лет со слоганом «Летом, осенью, зимой «Главспирттрест» всегда с тобой».

Эскизы «сезонных» рекламных плакатов

ЗАПУСК БРЕНДА

В 2002 г. водка «Главспиртрест – Зеленая марка» появилась в продаже в наиболее конкурентном ценовом сегменте (средняя стоимость 90–100 руб. за 0,5 л).

Сказать, что успех бренда был ошеломительным – не сказать ничего. «Водка Главспиртреста» буквально взорвала рынок. В ряде регионов всего за год эта водка стала лидером продаж, а по итогам 2005 г. «Зеленая марка» обошла тогдашнего лидера, водку «Путинка», и стала самым продаваемым водочным брендом России.

Дизайнер Юрий Гордон так суммировал основные составляющие успеха «Зеленой марки»:

«Это исключительно продуманная стилизация, создающая представление о долговечности бренда, который появился совсем недавно. Логотип «Главспирттреста», сургуч на пробке,  ярлык на грубой веревке, форма бутылки, даже неуклюжие буквы слова «ВОДКА» — все эти элементы убеждают покупателя в том, что перед ним действительно famous russian brand. Однако это только спектакль, вымысел, создающий атмосферу полузабытого дачного вечера или семейного Нового 1956 года.

Все было иначе, не было ни деревянных ящиков с выжженным клеймом, ни холщовых портфелей со стопариками, да и сам «Главспирттрест» — чистый вымысел, но ему хочется верить.»

 

 

 

Реклама

Комментируй это!

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: